3 СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ (ЭЛЕМЕНТЫ) КАРТ ДЛЯ БЕГА С ОРИЕНТИРОВАНИЕМ

3.1 Масштаб

Основным для СК является масштаб 1:15 000. Местность, которую невозможно отобразить при проведении полевых работ в масштабе 1:7 500 и представить в хорошо читаемом исполнении в масштабе 1:15 000, непригодна для международных соревнований по бегу с ориентированием.

Карты масштаба 1:10 000 могут быть использованы в эстафетах и спринтерских соревнованиях. Масштаб 1:10 000 рекомендуется в группах 45 лет и старше, для сглаживания проблем со зрением, и в группах 16 лет и младше, для которых использование сложных карт затруднено.

Элементы карт масштаба 1:10 000 должны быть вычерчены утолщенными линиями с использованием увеличенных знаков. Размеры должны быть на 50% больше, чем для карт масштаба 1:15 000.

Если отображаемая местность хорошо читается в масштабе 1:15 000, то предпочтение следует отдать этому масштабу.

В учебных целях возможно использование карт с масштабами 1:2 500, 1:5 000 и 1:10 000. Карты более крупных масштабов, несомненно, будут более подробными. Элементы, используемые для вычерчивания таких карт, должны быть увеличены на 50%.

Для других видов ориентирования могут быть использованы другие масштабы.

Из практических соображений карта не должна быть больше, чем это требуется для проведения соревнований. Размер карты не должен превышать размеров формата А3.

3.2 Сечение рельефа

Основным для спортивных карт является сечение рельефа горизонталями интервалом 5 метров. Для равнинной местности может быть использован интервал 2,5 метра. На одной карте не может быть использовано два разных интервала в отдельных частях карты.

3.3 Размеры условных знаков

Никаких отступлений, от устанавливаемых данными УЗ требований, не допускается. Тем не менее, допускается изменение размеров в пределах +/- 5%, если это связанно с ограничениями печатных технологий.

Размеры в этой книге даны для масштаба 1:15 000.

Все толщины линий и размеры символов должны строго соответствовать указанным значениям. Минимальные размеры также должны соблюдаться. Они основаны, и на технологии печати и на потребности в удобочитаемости.

МИНИМАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ для масштаба 1:15 000:

Все объекты меньших размеров должны быть или утрированны (обобщены) или пропущены (не нанесены на карту), в зависимости от того насколько они важны для ориентирования. В случаях, когда размеры объектов увеличиваются, следует соблюдать их взаимосвязь с окружающими объектами, их местоположением.

РАСТРЫ

Растительный покров, открытые пространства, болота т. п. показываются точечными или линейными сетками. Ниже приводится таблица возможных комбинаций.

® Разрешенная комбинация

116 Изрытая поверхность 116 Изрытая поверхность
210 Каменистая поверхность   210 Каменистая поверхность
309 Непроходимое болото     309 Непроходимое болото
310 Болото ® ®   310 Болото
311 Заболоченность ® ®     311 Заболоченность
401 Открытое пространство ® ® ® ® ® 401 Открытое пространство
402 Редколесье ® ® ® ® ®   402 Редколесье
403 Неудобь ® ® ® ® ®     403 Неудобь
404 Неудобь с редколесьем ® ® ® ® ®       404 Неудобь с редколесьем
406 Лес: медленно пробегаемый ® ®   ® ®         406 Лес: медленно пробегаемый
407 Подлесок: медленно пробегаемый ® ®   ® ®     ® ®   407 Подлесок: медленно пробегаемый
408 Лес: трудно пробегаемый ® ®   ® ®             408 Лес: трудно пробегаемый
409 Подлесок: трудно пробегаемый ® ®   ® ®     ® ®       409 Подлесок: трудно пробегаемый
410 Растительность: не проходимая ® ®   ® ®                  

3.4 Увеличение карт

Если масштаб карты увеличивается до масштаба 1:10 000 или крупнее, все знаки и линии должны быть увеличены до 150%. Мелкие точечные сетки должны быть укрупнены, по возможности, до 60 линий на 1 сантиметр.

3.5 Печать

Карты для СО должны быть отпечатаны на хорошей, по возможности водоустойчивой, бумаге (плотность 80 - 120 г/м2).

Для мероприятий IOF рекомендуется офсетная печать. Другие методы могут быть использованы, если качество печати будет соответствовать качеству офсетной печати.

Удобочитаемость карты во многом зависит от правильности выбора красок для печати.

3.5.1 Офсетная печать

В офсетной печати используются чистые краски. Для получения необходимых оттенков краски смешиваются в соответствующих пропорциях. Цвета красок, используемых при печатании спорткарт, определяются при помощи Pantone Matching System (PMS).

Карта может содержать до 6-ти цветов (не считая допечатки).

Для получения необходимых цветов рекомендуется использование следующих красок и определенный порядок печати.

Цвет краски PMS
Чёрный Black
Коричневый 471
Жёлтый 136
Голубой 299
Зелёный 361
Серый 428
Фиолетовый Purple

Порядок печатания красок:

  1. Жёлтый
  2. Зелёный
  3. Серый
  4. Коричневый
  5. Голубой
  6. Чёрный
  7. Пурпурный

3.5.2 Четырехкрасочная офсетная печать

Четырёхкрасочная офсетная печать является традиционной для печатания большинства цветных отпечатков, печать карт имеет некоторую особенность из-за требований к толщине линий.

При четырёхкрасочной печати для создания цветной модели используются три основных краски: циан (сине-зелёная), пурпурная и жёлтая. Теоретически смесь этих красок должна давать чёрный цвет, но на практике получается тёмно-коричневый. Поэтому используется четвёртая, чёрная краска. Этот способ часто называется CMYK (Cyan Magenta Yellow blacK).

Основным преимуществом четырёхкрасочной печати является то, что включение в отпечаток карты цветных фотографий или полноцветной рекламы, не приводит к повышению стоимости печати.

Использование цифровых технологий для производства четырехкрасочной печатной продукции позволяет получить высокое качество спортивных карт. Этот способ является альтернативным и может быть использован тогда, когда качество вычерчивания оригиналов будет соответствовать необходимым требованиям, при этом качество конечной продукции будет соответствовать качеству, получаемому при традиционной печати.

Тем не менее, картограф должен принять во внимание все ограничения и потенциальные ошибки данного метода. Воспроизведение очень тонких линий требует особого внимания.

Краски

В таблице представлены CMYK комбинации, соответствующие PMS краскам, рекомендуемые для печатания спорткарт:

Цвет PMS Циан Пурпур Жёлтый Чёрный
Чёрный Black       100%
Коричневый 471   56% 100% 18%
Жёлтый 136   27% 79%  
Голубой 299 87% 18%    
Зелёный 361 76%   91%  
Серый 428       23%
Фиолетовый Purple   100%    

Растры

Наложение цветов может выполняться традиционными или специальными печатными растрами со случайным распределением точек, называемыми стохастическими растрами. Последний способ улучшает качество и делает такие линии как точечный пунктир, более читаемыми и поэтому может быть рекомендован к использованию.

Частота сетки

Традиционные растры должны иметь линиатуру, по крайней мере, 60 линий/см. Для стохастических растров частота определяется произвольно.

Углы поворота растров

Для устранения муара при традиционной четырехкрасочной печати карт используется определенный угол поворота для каждой сетки. На правильной стохастической сетке точки распределены бессистемно, поэтому нежелательный муар не возникает.

 

Краска Угол
Циан 15 градусов
Пурпурная 75 градусов
Жёлтая 0 градусов
Чёрная 45 градусов

Порядок печати

  1. Жёлтая (Yellow)
  2. Циан (Cyan)
  3. Пурпурная (Magenta)
  4. Чёрная (Black)

Наложение цветов

При традиционной печати чистыми цветами краски физически накладываются одна поверх другой. Есть возможность имитировать тот же режим в технологии четырехцветной печати - это улучшает удобочитаемость и дает цветопередачу очень близкую к традиционной печати чистыми цветами. Для достижения этого эффекта в четырехцветной офсетной печати, информация, лежащая ниже (при печати чистыми цветами порядок описан в 3.5.1) указанного чистого цвета, не должна быть перекрыта (стёрта / запечатана белым) полностью, а должна смешиваться, чтобы получить новый цвет для печати.

Использование эффекта наложения с 4-х цветной офсетной печатью рекомендуется для следующих однотонных цветов:

Рисунок: Контуры в плотной растительности напечатаны в 4-х цветах. Эффект наложения - справа.

3.5.3 Альтернативные методы печати

Цветные печатающие устройства, принтеры и другое оборудование, использующее цифровые технологии для печати, ещё не пригодны для производства спорткарт соревнований высокого уровня. Очень трудно достичь надлежащего качества отображения линий, читаемости и цветопередачи, получаемых при использовании традиционных технологий.

Ожидается, что продолжающееся развитие компьютерных технологий приведет к возможности использования новых альтернативных технологий размножения карт для соревнований высокого уровня.

Большинство печатающих устройств используют четырёхкрасочную технологию CMYK. Для таких устройств могут подойти те же самые цветовые назначения, которые рекомендуются для 4-х цветной офсетной печати, но передача цветов может слегка изменяться от одного устройства к другому и от одного качества бумаги к другому.

Широкое экспериментирование по использованию заливок и сеток, бумаги различного качества и других составляющих печатного процесса необходимо для получения печатной продукции надлежащего качества. Такие эксперименты должно быть проведены для целого диапазона устройств. Данные УЗ не содержат каких-либо рекомендаций по использованию альтернативных способов размножения спортивных карт.

следующая страница >>>
<<< предыдущая страница
isom 2000 оглавление

Hosted by uCoz